Топливо РТ полностью соответствует международным нормам, превосходя их по отдельным показателям. Оно имеет хорошие противоизносные свойства, высокую химическую и термоокислительную стабильность, низкое содержание серы и почти полное отсутствие меркаптанов. Топливо может храниться до 10 лет и полностью обеспечивает ресурс работы двигателя. Используется как на пассажирских лайнерах, так и на военных сверхзвуковых самолётах (Су-27, Ту-22М и др.)
Топливо для реактивных двигателей марки РТ предназначено для использования в летательных аппаратах дозвуковой и сверхзвуковой авиации.
Получают его гидроочисткой прямогонных керосиновых фракций с пределами выкипания 135—280 °C. В результате гидроочистки снижается содержание серы и меркаптанов, но также ухудшаются противоизносные свойства и химическая стабильность. Для предотвращения этого в топливо вводят противоизносные и антиокислительные присадки.
Основные эксплуатационные характеристики РТ:
• хорошая испаряемость для обеспечения полноты сгорания;
• высокие полнота и теплота сгорания для обеспечения дальности полета;
• хорошие прокачиваемость и низкотемпературные свойства для подачи в камеру сгорания;
• низкое содержание общей и меркаптановой серы;
• низкая склонность к образованию отложений;
• хорошая совместимость с материалами, противоизносные и антистатические свойства.
Получают прямой перегонкой сернистой нефти (целевая фракция — 150—250 °C). В случае высокого содержания серы и меркаптанов проводят гидроочистку или демеркаптанизацию, после чего используют в смеси с прямогонной фракцией. Содержание гидроочищенного компонента ограничивают концентрацией 70% для предотвращения снижения противоизносных свойств топлива. Наиболее распространённый вид авиакеросина для дозвуковой авиации. Используется как в военной, так и в гражданской технике. Также применяется для обогащения методом флотации.
Основные эксплуатационные характеристики ТС-1:
• хорошая испаряемость для обеспечения полноты сгорания;
• высокие полнота и теплота сгорания для обеспечения дальности полета;
• хорошие прокачиваемость и низкотемпературные свойства для подачи в камеру сгорания;
• низкая склонность к образованию отложений;
• хорошие совместимость с материалами, высокие противоизносные и антистатические свойства.
Продукт прямой перегонки малосернистой нефти нафтенового основания с пределами выкипания 130-280С. Содержит большое количество нафтеновых кислот и имеет высокую кислотность, поэтому его подвергают защелачиванию с последующей водной промывкой (для удаления образующихся в результате защелачивания натриевого мыла нафтеновых кислот).
Наличие значительного количества гетероатомных соединений, в основном кислородсодержащих, обусловливает, с одной стороны, относительно хорошие противоизносные свойства и достаточно приемлемую химическую стабильность топлива, с другой — низкую термоокислительную стабильность.
Продукт перегонки нефти широкого фракционного состава — 60-280 °C. содержит до 40 % бензиновых фракций, что приводит к высокому давлению насыщенных паров, низкой вязкости и плотности. Повышенное давление насыщенных паров обуславливает вероятность образования паровых пробок в топливной системе самолета, что ограничивает высоту его полёта.
Топливо не производится; является резервным по отношению к ТС-1 и РТ.
Продукт перегонки малосернистой нефти нафтенового основания с пределами выкипания 130—280 °C. содержит большое количество нафтеновых кислот, из-за чего имеет высокую кислотность, поэтому после выделения фракции из нефти её подвергают защелачиванию с последующей водной промывкой. Гетероатомные нафтеновые соединения, содержащиеся в топливе, обеспечивают хорошие противоизносные свойства и химическую стабильность, с другой стороны, топливо имеет очень низкую термоокислительную стабильность.
Наименование показателя |
Норма для марки |
Метод испытаний |
|||||
ТС-1 |
Т-1С |
Т-1 |
Т-2 |
РТ |
|||
высший |
первый |
высший |
первый |
первый |
высший |
||
1. Плотность при 20 °С, кг/м3, не менее |
780 |
775 |
810 |
800 |
755 |
775 |
По ГОСТ 3900-85 |
2. Фракционный состав: |
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 или ГОСТ 2177-99 |
а) температура начала перегонки, °С: |
|
|
|
|
|
|
|
не ниже |
- |
- |
- |
- |
60 |
135 |
|
не выше |
150 |
150 |
150 |
150 |
- |
155 |
|
б) 10 % отгоняется при температуре, °С, не выше |
165 |
165 |
175 |
175 |
145 |
175 |
|
в) 50 % отгоняется при температуре, °С, не выше |
195 |
195 |
225 |
225 |
195 |
225 |
|
г) 90 % отгоняется при температуре, °С, не выше |
230 |
230 |
270 |
270 |
250 |
270 |
|
д) 98 % отгоняется при температуре, °С, не выше |
250 |
250 |
280 |
280 |
280 |
280 |
|
е) остаток от разгонки, %, не более |
1,5 |
1,5 |
- |
- |
- |
1,5 |
|
ж) потери от разгонки, %, не более |
1,5 |
1,5 |
- |
- |
- |
1,5 |
|
3. Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), |
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 33-2000 |
20 °С, не менее |
1,30 |
1,25 |
1,50 |
1,50 |
1,05 |
1,25 |
|
|
(1,30) |
(1,25) |
(1,50) |
(1,50) |
(1,05) |
(1,25) |
|
при минус 40 °С, не более |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
при минус 20 °С, мм2/с, |
8 |
8 |
- |
- |
- |
8 |
|
4. Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее |
43120 |
42900 |
42900 |
42900 |
43100 |
43120 |
По ГОСТ 11065-90 и п. 4.8 настоящего стандарта |
5. Высота некоптящего пламени, мм, не менее |
25 |
25 |
20 |
20 |
25 |
25 |
По ГОСТ 4338-91 |
6. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, |
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 5985-79 и п. 4.2 настоящего стандарта |
не более |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
- |
|
в пределах |
- |
- |
- |
- |
- |
0,2-0,7 |
|
7. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более |
2,5 |
3,5 |
2,0 |
2,0 |
3,5 |
0,5 |
По ГОСТ 2070-82 |
8. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже |
28 |
28 |
30 |
30 |
- |
28 |
По ГОСТ 6356-75 |
9. Температура начала кристаллизации, °С, не выше |
-60 |
-60 |
-60 |
-60 |
-60 |
-55 |
По ГОСТ 5066-91, метод Б |
10. Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150 °С, не более: |
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 11802-88 |
а) концентрация осадка, мг на 100 см3 топлива. |
18 |
18 |
6 |
35 |
18 |
6 |
|
б) концентрация растворимых смол, мг на 100 см3 топлива |
- |
- |
- |
- |
- |
30 |
|
в) концентрация не растворимых смол, мг на 100 см3 топлива |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
|
10а. (Исключен, Изм. № 2) |
|
|
|
|
|
|
|
11. Объёмная (массовая) доля ароматических углеводородов, %, не более |
20(22) |
20(22) |
- |
- |
- |
20(22) |
По ГОСТ Р 52063-2003 (по ГОСТ Р ЕН 12916-2008 или ГОСТ 6994-74, или [2]) |
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более |
3 |
5 |
6 |
6 |
5 |
4 |
По ГОСТ 1567-97 или по ГОСТ 8489-85 |
13. Массовая доля общей серы, %, не более |
0,20 |
0,25 |
0,10 |
0,10 |
0,25 |
0,10 |
По ГОСТ 19121-73, ГОСТ Р 51947-2002 (Для ТС-1 и РТ По ГОСТ Р 51947-2002 или ГОСТ Р 51859-2002, или ГОСТ 19121-73) |
14. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
0,003 |
0,003 |
- |
- |
- |
0,003 |
По ГОСТ Р 52030-2003 или ГОСТ 17323-71 |
15. Массовая доля сероводорода |
Отсутствие |
По ГОСТ 17323-71 |
|||||
16. Испытание на медной пластинке при 100 ° С в течение 3 ч |
Выдерживает |
По ГОСТ 6321-92 и п. 4.4 настоящего стандарта |
|||||
17. Зольность, %, не более |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
По ГОСТ 1461-75 |
18. Содержание водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствие |
По ГОСТ 6307-75 и п. 4.9 настоящего стандарта |
|||||
19. Содержание мыл нафтеновых кислот |
Отсутствие |
- |
По ГОСТ 21103-75 |
||||
20. Содержание механических примесей и воды |
Отсутствие |
По п. 4.5 |
|||||
21. Массовая доля нафталиновых углеводородов, %, не более |
- |
- |
- |
- |
- |
1,5 |
По ГОСТ 17749-72 |
22. Люминометрическое число, не ниже |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
По ГОСТ 17750-72 |
23. Термоокислительная стабильность, определяемая динамическим методом при 150-180 °С: |
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 17751-79 и п. 4.6 настоящего стандарта |
а) перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше |
|
|
|
|
|
10 |
|
б) отложения на подогревателе, баллы, не более |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
24. Взаимодействие с водой, балл, не более: |
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 27154-86 |
а) состояние поверхности раздела |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
|
б) состояние разделенных фаз |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
|
25. Удельная электрическая проводимость, пСм/м: |
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 25950-83 или [1] |
без антистатической присадки при температуре 20 °С, не более |
10 |
10 |
- |
- |
- |
10 |
|
с антистатической присадкой (при температуре заправки летательного аппарата) в пределах |
50-600 |
50-600 |
- |
- |
- |
50-600 |
|
26. Давление насыщенных паров, гПа |
|
|
|
|
133 |
|
По ГОСТ 1756-52 |
(мм рт. ст.), не более |
- |
- |
- |
- |
(100) |
- |
|
27. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений |
- |
- |
Отсутствие |
- |
По п. 4.7 |
||
28. Термоокислительная стабильность при контрольной температуре не ниже 260°С: |
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ Р 52954-2008 |
а) перепад давления на фильтре, мм рт.ст., не более |
25 |
25 |
- |
- |
- |
25 |
|
б) цвет отложений на трубке, баллы по цветовой шкале (при отсутствии нехарактерных отложений), не более |
3 |
3 |
- |
- |
- |
3 |
|
Гидравлическое масло АМГ-10 вырабатывается на основе высокоочищенной маловязкой низкозастывающей фракции продуктов гидрокрекинга парафинистых нефтей с добавлением загущающей и антиокислительной присадки и специального органического красителя. Аббревиатура АМГ-10 расшифровывается как «авиационное масло, гидравлическое, с коэффициентом вязкости 10».
Гидравлическое масло АМГ-10 предназначено для использования в средненапряженных гидравлических системах авиационной техники, наземного и морского транспорта, эксплуатируемых в широком диапазоне рабочих температур (от −60 до +55 °С). Состав АМГ-10 может использоваться для замены всесезонного масла ВМГЗ 45/60 и большинства других маловязких гидравлических масел.
Основная функция гидравлической жидкости — передача механической энергии от места её возникновения к участкам использования с изменением величины или направления приложенной силы.
В настоящее время масло АМГ-10 широко применяется в гидросистемах авиационной техники с рабочим давлением нагнетания до 229 кгс/см2.
Рабочая жидкость 7-50С-3 (ГОСТ 20734-75) — синтетическая жидкость, изготавливаемая из смеси полисилоксановой жидкости и органического эфира с добавлением противоизносной присадки, и ингибиторов окисления. Синтетическая жидкость, применяют в гидравлических агрегатах и гидравлических системах летательных аппаратов в диапазоне температур от -60°С до +175°С длительно, с перегревами до 200°С; рабочее давление до 21 МПа. Благодаря пакету присадок жидкость имеет улучшенную смазывающую способность в диапазоне температур до +150°С. Данное свойство улучшает условия работы агрегатов и увеличивает срок службы систем. Имеет повышенную температуру вспышки, что значительно улучшает пожаробезопасность жидкости.
Авиационные бензины предназначены для применения в поршневых авиационных двигателях малых винтовых самолетов и вертолетов. Они отличаются от двигателей автомобильных тем, что работают по принципу принудительного впрыска топлива. Это определяет отличительные характеристики авиационных бензинов от автомобильных.
В ходе производства авиационных бензинов осуществляется ряд технологических процессов: прямая перегонка нефти, ароматизация, алкилирование, каталитический риформинг. К основным показателям качества авиационного бензина относятся достаточная детонационная стойкость на богатой и бедной топливно-воздушной смеси, оптимальный фракционный состав, низкая температура кристаллизации, небольшое содержание смолистых веществ, кислот и сернистых соединений, высокие теплота сгорания и стабильность при хранении.
Бензин марки Б-70 относится к группе авиационных бензинов, его производство регламентируется ТУ 38.101913-82. Согласно этим техническим условиям, особенностью этого сорта топлива является добавка к основному компоненту (прошедшему операции предварительной очистки и каталитического риформинга) ряда высококачественных добавок
Бензин Б-70 характеризуется:
• Отсутствием присадки тетраэтилсвинца, что делает его максимально безопасным для окружающей среды.
• Показателем октанового числа, облегчающим процесс принудительного воспламенения.
• Минимальной токсичностью паров, что не требует создания особых, весьма дорогостоящих мероприятий по его безопасному хранению.
В состав топлива входят предельные углеводороды и их изомеры, бензол и продукты его переработки, а также ароматические алкильные соединения. Допускается незначительное количество серы и смолистых веществ, которое суммарно не превышает 2,1%.
Основные свойства авиабензина марки Б-70:
1. Плотность, кг/м3 при комнатной температуре: 750.
2. Температура начала процесса кристаллизации, 0С, не ниже: -60.
3. Октановое число: 70.
4. Давление насыщенных паров, кПа: 50.
5. Длительность хранения без расслаивания, ч, не менее: 8.
6. Цвет, запах – отсутствуют.
Авиационный бензин Б-91 – это смесь углеводородов, приготовленная путем обработки неочищенной нефти. Он содержит антиоксиданты, красители, противодетонационные и антистатические присадки. Авиационный бензин Б 91/115 разработан для радиальных авиационных двигателей с воздушным охлаждением.
Бензин – это основной вид топлива для двигателей внутреннего сгорания, получаемый в результате перегонки нефти и её дальнейшей химической очистки. По химическому составу бензин состоит из углеводородов с высокой температурой кипения. Бензин – это продукт перегона нефти при 70 - 90°, уд. вес 0,68 - 0,72, бесцветен.
Полиметилсилоксановая жидкость ПМС-10 (ГОСТ 13032-77) представляет собой смесь полимеров линейной и разветвленной структуры. Обладает низкой летучестью, высокой устойчивостью при низких и высоких температурах, превосходными диэлектрическими свойствами, высокой стойкостью к окислению и инертностью. Предназначена для использования в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах, основы для производства пеногасителей и охлаждающих жидкостей, в текстильной промышленности, в качестве диэлектрика и пластификатора.
• Полиметилсилоксаны (ПМС) - прозрачные, бесцветные, химически инертные и коррозионностойкие жидкости. Растворяются в ароматических и хлорированных углеводородах, не растворяются в низших спиртах и воде. Полиметилсилоксановые жидкости обладают гидрофобностью, хорошими диэлектрическими и демпфирующими свойствами и являются поверхностно-активными веществами.
• Температура застывания жидкостей ниже -60°С. Полиметилсилоксановые жидкости могут использоваться при рабочих температурах от -50 до +200°С. Жидкости с температурой вспышки ниже +200°С используются в открытых системах только при температурах, не превышающих температуру вспышки.
• В отличие от минеральных или синтетических масел, полиметилсилоксановые жидкости обладают превосходными электроизоляционными, антиадгезионными и пеногасящими свойствами.
Применение:
• Основа термостойких антиадгезионных (разделительных) эмульсий для прессформ в производстве шин, резино-технических изделий (РТИ), для смазки контактов между пластиком и резиной.
• Основа смазок систем трения металл-пластик, механической аппаратуры.
• Основа пеногасителей широкого спектра применения.
• Высоко- и низкотемпературные теплоносители.
• Амортизаторные, гидравлические, демпфирующие и охлаждающие жидкости.
• Диэлектрики.
• Пластификаторы для различных эластомеров.
• В производстве бытовой химии: красок, лаков, политур, полирующих составов и мастик.
• В производстве косметических средств, фармакологии и медицине.
Антифриз - жидкости, не замерзающие при низких температурах, применяются в установках, работающих при низких температурах, а также для охлаждения двигателей.
Антифриз А-65 охлаждающая жидкость, предназначена для всесезонного использования в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания (иностранного и отечественного производства), а также в качестве теплообменной жидкости других агрегатах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах. Изготовлен на основе этиленгликоля высшего сорта с добавлением пакета присадок, обеспечивающих максимальную защиту от коррозии металлов, пенообразования и накипи.
Автожидкость охлаждающая "Антифриз А-65" обеспечивает следующие преимущества:
• Не агрессивен к пластмассовым и резиновым деталям систем охлаждения.
• Отличные тепловые свойства, обеспечивающие высокую скорость теплопередачи и повышенную эффективность работы.
• Обладает эффективными смазывающими свойствами.
• Долгий срок безотказной работы.
Жидкость охлаждающая низкозамерзающая (антифриз) представляет собой раствор этиленгликоля, с примесью незначительных количеств пропиленгликоля и полигликолей, с добавкой антикоррозийной присадки, исключающей коррозию металлических деталей системы охлаждения. В состав антикоррозийной присадки входят: натрий фосфорнокислый двузамещенный технический, сорт первый, и декстрин картофельный (ГОСТ 6034-74) палевый или желтый, сорт экстра или первый. Антифриз – 65 имеет температуру замерзания не выше минус 65 ºС.
Антифриз – 65 - это слабомутная оранжевая жидкость, не вспенивающаяся при попадании в нее нефтепродуктов и не разрушающая резиновых деталей системы охлаждения